Вы здесь: Главная | Информация других ведомств | Прокуратура | УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Реакцией государства на быстрое распространение новой коронавирусной инфекции в России стало стремительное изменение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правового регулирования чрезвычайных правовых режимов. Цели нововведений - стабилизация санитарно-эпидемиологической ситуации во всех регионах страны и построение новой модели взаимодействия государства и общества на основе взаимной ответственности за здоровье и безопасность граждан. Одним из направлений стало усиление административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, что вызвало дискуссию в средствах массовой информации, а также в сообществе юристов: учёных и практиков.

Введённое на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также повышенные меры ответственности за их несоблюдение повлекли формирование широкой правоприменительной административной и судебной практики, которая требует пристального внимания, особенно с позиций соблюдения и защиты граждан в российском государстве.

Судебная статистика свидетельствует о существенном росте количества дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3-6.6 КоАП РФ. При сравнении данных о работе судов общей юрисдикции за первое полугодие 2018 г., 2019 и 2020 гг. становится очевидным резкое увеличение количества указанных дел в 2020 г. Так, если в 2018 г. в суды поступило 6455 дел этой категории, в 2019 г. - 5890, то в 2020 г. - 28 371, возросли при этом и общие суммы наложенных по вынесенным постановлениям штрафов: за 2018 г. - 29,4 млн руб., за 2019 г. - 26,5 млн руб., а за 2020 г. - 196 млн руб.

Для наиболее полного представления о росте количества административных деяний, связанных с нарушениями режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, необходимо было бы обратиться к данным статистики о количестве правонарушений по новой ст. 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Однако статистических данных о делах, рассмотренных именно по этой статье, пока нет.

Увеличение в несколько раз количества дел, связанных с нарушением санитарных правил и противоэпидемических мер, свидетельствует о необходимости повышения значимости участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях этой категории, с одной стороны, как представителя государства, отвечающего за соблюдение прав лица, привлекаемого к ответственности, а с другой стороны, как гаранта законности в сфере безопасности граждан, в том числе санитарной. «Необходимость участия прокурора в рассмотрении административных дел той или иной категории может быть вызвана как повышенной общественной опасностью, распространённостью конкретных административных правонарушений, так и желанием изменить сложившуюся практику рассмотрения дел в целях достижения общественно значимых результатов», что в полной мере относится к правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена чч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП.

Новая редакция ст. 6.3 КоАП стала действовать с 1 апреля 2020 г., статья была дополнена чч. 2 и 3, которые ужесточили административную ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления. Объективная сторона новых составов правонарушений чч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП значительно усложнилась по сравнению с ч.1 той же статьи.

При участии в производстве по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории и осуществлении прокурорского надзора прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях». Согласно п. 1.1 приказа прокуроры должны в полном объёме использовать полномочия, предоставленные законодательством, путём: возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования; участия в рассмотрении дела об административном правонарушении; принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений; совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Таким образом, деятельность прокурора пронизывает все стадии административно-юрисдикционного производства и потому является действенным средством обеспечения его законности. Особое внимание прокуроров должно быть уделено качеству выполнения процессуальных действий, совершаемых всеми субъектами административной юрисдикции на всех стадиях этого вида административного производства.

Законная и правильная фиксация правонарушения обеспечивается соответствующими закону действиями уполномоченных должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и прокуроров по принятию постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Старший помощник Благовещенского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции                                                                                                                                                А.А. Пермяков