Вы здесь: Главная | Информация других ведомств | Прокуратура | О конфликте интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения

О конфликте интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при определении основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отдельно выделен вопрос обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров,        работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов, в том числе в закупочной сфере, как наиболее подверженной коррупционным рискам.

Вместе с тем обращают на себя внимание         понятия «конфликта интересов», в том числе при взаимодействии с ФЗ № 44-ФЗ  от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, в отдельных случаях на практике возникают споры, в том числе судебные, при оценке действий должных лиц на предмет соблюдения антикоррупционных требований.

В качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам закупки, закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" далее – закон о контрактной системе). При этом в Законе четко обозначено, что именно понимается под этим требованием. Так, понятие "конфликт интересов" охватывает случаи, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, оказываются в ситуации, угрожающей конкуренции при осуществлении закупки. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:

• физическими лицами и ИП – участниками закупки;

• выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки;

• единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.);

• членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;

• руководителем учреждения или унитарного предприятия;

• иными органами управления юридических лиц – участников закупки.

Участник закупки, вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, указывающих на конфликт интересов, обязан подать декларацию о своем соответствии требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе. Сделать это можно либо в виде отдельного документа в составе заявки на участие в закупке, либо путем проставления отметки об этом в соответствующей графе электронной документации.

При этом даже если де-факто конфликт интересов отсутствует, недекларирование претендентом на заключение контракта этого обстоятельства является основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям Закона.

В обоснование этой позиции суды, в частности, указывают на обязательность такого декларирования, в том числе факта отсутствия конфликта интересов, в силу п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе.

 Практика рассмотрения дел о нарушениях в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок показывает, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей и должностных лиц заказчика, но и в отношении лиц, полномочия которых являются тождественными им, хотя сами эти лица и не поименованы в законе о контрактной системе. В частности, если должностные обязанности заместителя руководителя контрактной службы совпадают с полномочиями ее руководителя и позволяют влиять на процедуру и результат закупки, то его родственная связь с заинтересованными лицами участника закупки может стать причиной отмены ее результатов.

Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика.

Признаки конфликта интересов могут быть установлены судом в случае, когда руководитель заказчика выступает представителем учредителя участника закупки и выполняет административные функции в органах управления этой организации.

Так, к примеру, если глава администрации муниципального образования входит в состав правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, то участие такой организации в организованной муниципалитетом закупке недопустимо. По мнению судей, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо.

Не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.

 Тем не менее, в действующем законодательстве отсутствует унифицированный подход в определении личной заинтересованности, конфликта интересов, процедуры их предупреждения и урегулирования, имеющиеся споры влияют  на эффективность реализации мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестных действий участников закупок.

 

Помощник прокурора                            С.С. Тищенко